Гонки(симуляторы)
Автосимуля́тор — программное обеспечение и/или устройство, имитирующее управление автомобилем. Может применяться как для обучения водителей, так и для развлечения.
Автосимуляторы разделяются на два направления:
Аркадные симуляторы (например, серия Need for Speed). Такие игры рассчитаны на то, чтобы приятно провести время, поэтому управление сильно упрощено.
Реалистичные (например, rFactor, Live for Speed). Такие игры убедительно имитируют поведение автомобилей и доступны лишь для умелых водителей. Даже те, кто участвует в реальных гонках, применяют автосимуляторы для тренировок или развлечения.
Чёткой грани между этими двумя типами нет, и присутствует прослойка «полуреалистичных» симуляторов (например, Need for Speed: Porsche Unleashed).
Прочие типы классификации
По типу дорог/трасс: городские, шоссейно-кольцевые, раллийные, по бездорожью, вымышленные, со стрельбой и т. д.
Дополнительные виды геймплея, кроме собственно вождения: настройка и тюнинг автомобиля, менеджер гоночной команды, карьера гонщика, моддерство и т. д.
История
Первой гоночной компьютерной игрой с видом сверху считается Gran Trak 10 (Atari, 1974), в псевдотрёхмерной проекции — Pole Position (Namco, 1982).
В 80-е годы игры-гонки тяготели к аркадному, нереалистичному управлению, в основном из-за аппаратных ограничений. Игровой автомат Out Run (Sega, 1986) стал одной из лучших гоночных игр того времени. Автомат Final Lap (Midway, 1987) стал первым сетевым автосимулятором. Но нельзя говорить, что в то время не было настоящих, реалистичных автосимуляторов — Джефф Крэммонд в 1984 году написал игру REVS, которая стала первой попыткой сымитировать реальное поведение гоночного автомобиля («Формулы-3»).
В 1986 году Крэммонд в игре REVS 4 Tracks опробовал альтернативный подход к упрощению вождения на компьютере: вместо нереалистичной, приспособленной под управление с клавиатуры физики было применено автоподруливание, которое помогало вести автомобиль по траектории. В 1989 Papyrus выпустила Indianapolis 500: The Simulation.
В начале 90-х годов в мире автосимуляторов на ПК и приставках было относительное затишье: крупные компании в основном фокусировались на создании игровых автоматов (Virtua Racing, Ridge Racer, Daytona USA и другие), а домашние машины ещё не могли тянуть полигональную графику, на них продолжали доминировать псевдотрёхмерные аркадные гонки (такие как Lotus Challenge). Впрочем, прогресс не обходил стороной и ПК, и в это время появились такие игры, как Stunts, Deathtrack, F1GP и IndyCar.
К 1996 году трёхмерная графика окончательно завоевала компьютеры, и в это время вышла волна трёхмерных аркадных автосимуляторов для ПК: The Need for Speed, Whiplash, Destruction Derby и т. д. Примерно в то же время вышли реалистичные симуляторы IndyCar 2, F1RS и Grand Prix 2.
В 1998 году вышел симулятор , намного опередивший своё время — Grand Prix Legends. Вплоть до появления Live for Speed эта игра была эталоном бескомпромиссного реализма. В том же году вышел Gran Turismo — культовый автосимулятор для Playstation.
В 1999 году на сцене появилась компания Image Space Incorporated с игрой Sport Car GT. Через год она же выпустила F1-2000. В том же 2000 году Крэммонд и Microprose выпускают Grand Prix 3.
Примерно в это время начались попытки реализовать езду по детальному городу (Driver, Midtown Madness). Эту тему развили в более поздних играх, таких как Grand Theft Auto 3, Mafia: The City of Lost Heaven, Need for Speed: Underground 2.
Need for Speed: Underground
С 2002 года модой в аркадных симуляторах стал стритрейсинг (вероятно, из-за фильма «Форсаж» и игры Need for Speed: Underground).
Два события, произошедшие в начале 2000-х годов, изменили мир реалистичных автосимуляторов: развитие широкополосного интернета и подписание FIA эксклюзивного соглашения с Sony по поводу бренда «Формула-1». Обе эти причины привели к тому, что автосимуляторы с самого начала стали рассчитывать на создание модов: единственный законный способ реализовать «Формулу-1» — некоммерческий мод, и всё большее число игроков может позволить себе загружать многомегабайтные моды. Интересен на этом фоне шаг команды «BMW» совместно с Intel: их автомобиль вошёл в игры rFactor и Live for Speed; в LFS проводился чемпионат Германии с главным призом — новенькой BMW Z4.
Современное состояние жанра
Жанр автосимуляторов считается устоявшимся, со сформировавшейся аудиторией. Просматриваются такие тенденции:
Приближение изображения к фотореализму.
Переход от модели Пацейки к более совершенным механизмам моделирования гоночных шин (более качественно реализованные заносы, учёт плоских участков, образовавшихся от резкого торможения, зависимость сцепления шин от их деформации и т. д.).
Поддержка нестандартных игровых устройств, таких как ручка прямого переключения передач и TrackIR.
Создание онлайн-сообществ симрейсеров, реализация инструментария для ведения онлайн-гонок (проведение тестовых заездов и квалификаций, судейство, голосования, ручное формирование стартовой решётки и т. д.)
Поддержка в одной игре большого количества гоночных классов, от самых медленных для начинающих до «Формулы-1».
Поддержка модификации и расширения игр. Для реалистичных автосимуляторов это не так просто, так как движок должен поддерживать разные типы трансмиссий и подвесок. Интересно, что компания SimBin (производитель GTR) вышла из среды моддеров игр Image Space Incorporated.
Продолжают выпускаться игровые автоматы в жанре «автосимулятор». В отличие от других жанров, спрос на автоматы-автосимуляторы стабилен.