Manhunt («Охота на человека»)
Новейшее время обострило значимость вечного философского вопроса: «Является ли человек венцом эволюции?» Налицо тысячелетнее противостояние, которое в конце двадцатого века приобрело острейший характер. С одной стороны – разум, технический прогресс и заоблачный - в сравнении с другими историческими эпохами - уровень жизни. С другой – неровные социальные отношения и поведение, часто обнажающее глубокие животные корни. Но это все терпимые цветочки. Когда же дело доходит до спасения своей шкуры, почти каждый «сапиенс» – «хомо» лишь физически. В дело включаются древние инстинкты, разные умные слова сами собой забываются, зато сколько всего вспоминает тело! О тех человеческих особях, что и в безопасной для жизни-здоровья ситуации ведут себя подобно зверю, это утверждение относится в первую очередь. Да, homo homini lupus est.
Главный герой Manhunt – одной из самых скандальных и кровавых компьютерных игр в истории – в кои-то веки не вызывает никаких теплых чувств. Джеймс Эрл Кэш - негодяй, каких только поискать. Для него нет никаких моральных рамок и законов цивилизованного общества, он жестокий и беспринципный убийца, знающий о деталях человеческой анатомии больше некоторых врачей. Игра начинается с того, что Кэш, приговоренный к смертной казни через впрыскивание смертельной инъекции, после исполнения приговора приходит в себя в непонятном помещении. Мертвые глаза-объективы видеокамер наблюдают за каждым его движением, из спрятанных динамиков звучит не самый приятный мужской голос, призывающий вести себя спокойно и подчиняться приказам. Чудес не бывает, но есть чужие помыслы – некий полусумасшедший господин, назвавшийся Режиссером, организовал подмену яда на снотворное и тем самым спас Джеймса. Ради собственной прихоти, конечно. В руках Режиссера находятся близкие Кэша, он обещает отпустить их в обмен на съемки Джеймса в своем новом снафф-фильме (видео настоящих убийств). Режиссер обещает, что «к утру все закончится», и Кэш дает свое согласие на «роль».
Большинство рецензий о Manhunt не упоминают того, что сюжет этой в общем-то «приземленной» игры на удивление крепок. Нет, вы не найдете здесь голливудских диалогов и крупно очерченных персоналий. История Джеймса Кэша, тем не менее, богата всяческими поворотами и сменами обстановки (равно как и игровых правил), подогревающих интерес к прохождению. В начале игры Кэш оказывается на задворках города (название которого, Карцер-Сити, говорит о многом), имея задание грохнуть как можно больше члены местной уличной банды. Те выступают в роли Охотников: они ищут Джеймса, горя желанием нанести ему множество тяжких телесных, несовместимых с жизнью. Но куда им до навыков героя-негодяя! За происходящим следят полицейские камеры наружного наблюдения, бесстрастно записывая на пленку разыгрывающуюся «чернуху» - ох уж этот коррумпированный мир! Джеймс, оставивший за собой кучу трупов, какой-то частью сознания надеется на честную сделку, однако Режиссер не дурак: терять такого ценного «актера» нельзя. Кэша ловят вооруженные до зубов наемники и везут в другой район Кацрер-Сити – «нужны еще дубли, еще дубли!» Джеймс быстро смекает, чем это все в итоге закончится, но выбора у него нет: придется ждать удобного случая для побега. А потом начать мстить. Немногие поверят, что где-то там, впереди, ждут перестрелки с полицией и спецназом, охрана честной журналистки, копающей под Режиссера и «отцов города», а также феерическая беготня от свиньи, машущей ревущей бензопилой… Все, больше никаких спойлеров.
Местный стелс не терпит суеты, излишней бравады и самонадеянности. Честные схватки даже один на один заканчиваются чаще всего не в пользу Кэша; кроме того, Режиссер постоянно требует максимума жестокости в кадре. Игроку приходится отсиживаться в тени, улучать удобные случаи и совершать Казни – особо кровавые, зверские и высокорейтинговые убийства. Выглядит это следующим образом: Кэш подбирается со спины к ничего не подозревающему Охотнику с каким-нибудь оружием ближнего боя в руках; игрок зажимает клавишу удара и ждет изменения цвета особого индикатора, который возникает вокруг головы противника. Три сменяющихся цвета – белый, желтый и красный – обозначают уровень жестокости убийства: любая Казнь смертельна и бесшумна, но чем дольше она готовится, тем более зрелищной и зверской получится. Всегда есть риск того, что Кэша заметят – противник может обернуться или неожиданно нагрянут его друзья. Впрочем, в этом едва ли не вся соль Казней, щекотка нервов получилась неплохой.
Игровой процесс первых этапов немного однообразен – тактик и вариантов действия у игрока немного. Дело спасают проработанные уровни и разнообразие оружия. Поначалу в ход идут пластиковые пакеты, осколки стекла и обрезки проволоки, но затем арсенал быстро разрастается. Для каждого вида оружия существуют три анимации Казней (для трех типов степени жестокости соответственно), так что Кэш, подобравший новый «колюще-режущий» предмет, сможет показать что-то свеженькое. Естественно, оружие можно использовать и в открытом бою. Также на уровнях найдутся объекты для отвлечения врагов – кирпичи, консервные банки, бутылки (кстати, в версиях для PS2 и Xbox геймер сам может обращать к себе внимание Охотников с помощью USB-микрофона). С этой же целью можно юзать отрубленную голову неудачливого противника – некоторые Казни заканчиваются декапитированием, а Кэш не прочь захватить с собой неприятный «трофей». Позднее появится огнестрел, и тогда игра преобразится – замеченному Джеймсу больше не придется удирать от Охотников и избегать стычек с несколькими противниками. Итоговый рейтинг простых убийств, однако, мал в сравнении с Казнями.
АИ далеко до NPC Hitman: Blood Money и SC: Chaos Theory. Впрочем, с ним тоже интересно водиться. Охотники внимательны, сильны, в меру сообразительны и обожают звать на помощь товарищей. Действие всей игры происходит ночной порой, но полноценно спрятаться от патрулей и преследователей можно лишь в специальных «особо темных» местах. Тактика искусственного интеллекта зависит от того, с кем игрок имеет дело – с уличной бандой (всего таких группировок пять – «капюшоны» (Hoods), «скины» (Skins), «псы войны» (Wardogs), «невиновные» (Innocentz) и «отморозки» (Smileys)) или с военными. Шпана и разодетые фрики бродят в основном поодиночке, вооружены битами-ножами и скоры на непродуманные поступки, вояки предпочитают огнестрельное оружие, отменно действуют в команде, берут числом и хорошей стратегией. Внешний вид каждой группировки уникален: полицейские и «капюшоны» привычны глазу, а вот размалеванные «невиновные»-«готы», закамуфлированные «псы войны» и «отморозки»-психи в женской одежде и с масками в виде смайликов смотрятся свежо и концептуально. Боссы – отдельная песня, и если аналоги жесткого ветерана Рамиреза мелькают в играх часто, то Пиггси оригинален «по-рокстаровски».
Почти все игровые зоны представляют собой тот или иной район Карцер-сити, принадлежащий одной банде. После GTA 3 Rockstar North не привыкать создавать приятные и атмосферные экстерьеры/интерьеры, и в этот раз именитые разработчики вновь справились на пять баллов. Грязные, загаженные трущобы мегаполиса, территория бывшего зоопарка, старое городское кладбище, закрытая психиатрическая клиника, заброшенная тюрьма… Чувствуется дань уважения духу карпентеровских «Побегов» Снейка Плискина. Местами минимализм и простота декораций немного режут глаз, но все равно смотрятся целостно. Посредственные текстуры и скудность эффектов перекрывает «цифровой шум» а-ля Silent Hill 2 и стильная «обедненная» цветовая гамма, сглаживающие огрехи устаревшей графики. Звук на высоте: реплики Охотников, тихий шум ночного города, шаги Кэша, едкие комментарии Режиссера, тупые удары, стоны, предсмертные хрипы, гулкое сердцебиение и характерное тикание таймера делают саунд Manhunt запоминающимся и легкоузнаваемым.
Многим не понравится садистский настрой игры, концентрация игрового процесса на насилии и жестоких убийствах. Другие же по достоинству оценят сложный, строгий геймплей, не прощающий ошибок и требующий хорошей реакции и сосредоточенности. Итог: крепкая, натуралистичная игра для поклонников хардкорного стелса.
Минимальные системные требования:
CPU: 1 ГГц
RAM: 192 Мб
Видео: GeForce2, 32 Мб
HDD: 2,3 Гб