Компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R. (Сталкер)
Сколько уже написано и сколько еще будет про эту великолепную игру. Существуют игры, в которые влюбляешься с первых кадров, и эта одна из них, поэтому упомянуть о ней лишний раз – не зазорно.
Обшарпанные стены, неровно положенный асфальт, опавшие листья. Складывается ощущение, что игру создавали с помощью кисти и красок. Слишком здорово, чтобы быть правдой. Бордюры, потрескавшийся асфальт, каркас автобуса. Дворец культуры в городе энергетиков Припяти, заброшенные дома... каждый найдет здесь что-то из своего города. Кто родился или вырос в СССР, без труда найдет что-то до боли родное и знакомое с детства. В "Сталкере" все настоящее, свобода перемещений по миру и по сюжетной ветке, ограниченная лишь своими желаниями и возможностями – вот что цепляет и не дает оторваться от игры на протяжении многих часов. Попав в зону отчуждения, где уже нет людей, электричества, где по периметру военные кордоны понимаешь, что здесь все в прошлом, что время остановилось. Открылась Зона. Зона - это "всего-лишь" последствие катастрофы в Чернобыле. Всякий сброд, охотники за артефактами – сталкеры, один из которых вы, устремились в Зону. "Сталкер" – игра-предостережение.
Это не просто шутер от первого лица в чернобыльском исполнении – это онлайновая РПГ, в которой обитают еще сотни сталкеров. Можно вместе с ними отбиваться от противников и в перестрелке случайно подстрелить "коллегу". После чего, продолжить бродить по Зоне, открывая для себя все новые и новые уголки. Встретить других персонажей в Зоне – вначале издалека пристально к ним присматриваться, убрать оружие, приблизиться, и оценив его реакцию выбрать тактику разговора. Собеседник может быть не в настроении, испугаться и начать пальбу, он может вообще оказаться не человеком. Со всеми сталкерами быть в хороших отношениях не получится, если в хороших отношениях с одними, то другие будут врагами. Конечно, можно быть одиночкой, и оставаться со всеми в хороших отношениях, но это будет крайне затруднительно. У каждой группировки сталкеров своя собственная идеология и отношение к Зоне. Основная цель игры – выжить. В самом начале игры начинающему сталкеру это будет непросто, придется побродить с "макаровым" и попытаться раздобыть хотя бы хороший рюкзак, защитный костюм и т.д., так как бродить по Зоне без спецсредств не просто опасно, а смертельно, поэтому с самого начала скучать не придется. Эти и многие другие предметы можно просто купить, получить в подарок, отобрать, найти. Чем опытнее становится сталкер, тем более сложные задания он сможет выполнять, зарабатывая деньги. За деньги в Зоне можно купить все необходимое. Конечно основное орудие труда большинства сталкеров в Зоне это оружие. У каждого игрока рано или поздно появляется "свое" оружие, от которого будет очень тяжело отказаться. Именно под него покупаются тысячи патронов, с ним, усевшись на крыше здания, ради забавы отстреливаешь мутантов и очень обидно, когда полюбившейся "ствол" приходит в негодность. Даже отыскав или покупаю точно такой же – все же помнишь о нем, о том, который уже был просто влит в руку.
В итоге, полностью укомплектовавшись самому открывать тайны и загадки Зоны — отдельное, ни с чем не сравнимое удовольствие.
В "Сталкера" надо не играть – надо жить в этих виртуальных километрах и это благодаря тому, что Зона живет сама по себе, а мы живем в Зоне, и игра становится жизнью. Жизнь – игра. Завидую тем, кто еще не открыл для себя "Сталкера", кому только еще предстоит сделать первые шаги в Зоне, попасть на "Арену", отбиваться от собак, а ночью видеть сны и себя в роли того самого сталкера.
Великая игра, созданная на постсоветском пространстве – Великая Отечественная Игра.
Stalker - Clear sky (Сталкер - Чистое небо)
Stalker: Shadow of Chernobyl - без всяких лишних слов является лучшей "славянской" игрой. Наверно это первая игра, которую очень сильно полюбили на западе, причем понравилось все, от атмосферы, до геймплея. Конечно многие начинали называть игру уже как "Ждалкер", ибо релиз игры постоянно отодвегали и в итоге от обещанного мы получили дай бог 60 процентов. Лично меня при игре в Сталкер, это очень огорчило. Но в то время на фоне других игр она выглядела довольно оригинально, где-то чуть п моему мнению напоминая Xenus и Far Cry.
У игры было большое количество багов, патчов было не мало, но все же играть можно было и это не мешало особо. Очень удивило, что мало того, что мы ждали так долго Сталкера и нам подсунули тухлый сыр, так в скоре мы увидели и Сталкер - Чистое небо. Ну как "славяне" не постыдились вообще выпускать этот отрезок кода игры. Баг на баге.
И это еще не все... Выпустив диск, издатели забыли положить туда ключ, представляете вы, покупаете диск, а батц, и ключа то и нет... В общем пролетели по полной. Не позитивное начало, не так ли? Ну, что есть, то и рассказываем. Приступаем к разбору Сталкер - Чистое небо.
Что нас ждет?
На этот вопрос можно ответить только так - ничего... Ничего нового и хорошего. Не понятно, чем занимались GSC полтора года. Я правда был удивлен запустив игру. Та же локация, те же монстры. Если у них, даже уже был движок, почему так далеко игра не ушла? Поступает каждую минуту в техническую поддержку GSC по 300 ошибок и докладов с багами в игре. На второй же день уже выпустили патч. Правда просто беспредел. Смешно, но игра даже банально вылетает при переходе из локации в локацию. Уже выпустили руководство, что можно в игре брать, а что нет из-за того, что делая какое то действие можно вылететь, ну не смешно ли это? В общем поиграв 2 дня, я просто удивился этим ужасом.
Есть все же и хорошие вещи. Обращение с PDA стало на много удобнее, не плохо изменили работу с рюкзаком. Вроде стало по удобнее. Игра стала по ярче и красочнее, мне почему-то это приглянулось и понравилось, видимо это из-за не любви к темным играм, как например Space Siege. Разработчики применили интересной ход, как в игре Fallout, теперь область стало более заселенной и интерактивной. Ночью так и хочется зайти во все бункеры, рассмотреть все болота, в общем в этом плюс.
Если рассказывать про саму стрельбу и ее изменение, ничего нового по идеи. Вообще, мне кажется Сталкер красивее и интереснее выглядит с различными модами, которые создают любители этой игры. Она добавляют или реалистичности, либо добавляют что-то новое, и знаете, странно, что Чистое небо порой можно отнести к такому. Игра притерпела изменения, но больше внешне, да еще и миллионом ошибок. Раньше, Сталкер мог взять за душу за атмосферу, а когда ее предлагают за такие же деньги, да еще и в виде почти любительского мода, это ужасно.
Графики и звук
В игре же ничего в этом плане не изменилось. Даже можно сказать ухудшилось, чаще стало лагать и тормозить. Звук порой лично у меня пропадал, в Stalker: Shadow of Chernobyl такого никогда не было. К сожалению хотелось бы улучшених, а их так и не получили. Все равно нельзя назвать игру совсем плохой, есть игра теней, хорошая проработка светка, очень качественные спецэффекты и проработка деталей дизайна. Качество графики все же не сравнимо, с такими например проектами как Rage. Очень надеюсь, что в патчах чего-нибудь добавят.
Хотя в последствии, во время игры были замечены даже такие вещи, как идя по периметру,я проваливался в бездну и умирал. Очень не приятно было, причем я не сохранялся. Ну никак я не могу понять, как же эту игру тестировали?!
Теперь и о хорошем
Наверно самое интересное, это доработанная война фракций. Графика хоть и не притерпела изменений, но выглядит по лучше, из-за большого количество деталей. В свою очередь, хочу добавить, что охота за артефактами стала интереснее и мультиплеер более разнообразным. Теперь можно хорошо популяться с другом как в интернете, так и в сети. Я думаю, никто в таком удовольствие себе не откажет. Все осталось так же по идем, смесь Half-life'a и Counter Strike 1.6 :) В основном плюсы видны, но они складываются из мелочей, я лично их увидел мало... Не считаю, что доработка интерфейса, погоды, смена дня и ночи чем-то особенным, игра явно не смахивает на новую полноценную часть.
Итог
Не знаю как вы, но лично я наверно все же не огромный фанат этой серии, но критики и моей злости не было придела, раздражало просто все! То игра не сохраняется, то я вылетаю, то ужасные тормоза в определенных частях зоны. Игра никак не оптимизировано, такое ощущение, что 1.5 года "славяне" пили чай и иногда что-то делали.
То ли рамки проекта, то ли утечка игры в сеть раньше времени привело издателей к такому шагу, как начать выпускать игру, не ясно. Она явно сырая, причем это видно даже ребенку. Чаще всего игра превращается в ад, где ходишь от глюка до глюка. Бывает такое, что берешь какой-либо предмет и игра вылетает. Я считаю, если дали бы еще примерно месяца 3 на доработку, получилось бы не плохо.
Оценю проект обширнее и выведу средний значение по десяти бальной системе.
Графика - 6
Звук - 5
Физика - 7
Оригинальность - 3
Оптимизированность - 3
Геймплей - 5
Работоспособность - 2
Общий бал - 4.5